Эскизный проект реставрации Успенского собора от Дмитрия Яковлева и Анны Калугиной одобрили. Об этом сообщил Владимиро-Суздальский музей-заповедник в четверг, 27 апреля. 

Специалисты провели обширные исследования. Они оценили состояние белого камня и монументальной живописи. 

Архитекторы разошлись во мнениях о том, что стоит предложить посетителю храма в качестве музейного эталона. Так, возник вопрос – нужно ли убирать из собора фрески 19 века. Очевидно, что под слоем декора может находиться живопись более раннего и более ценного с научной точки зрения периода. 

– Убирая поздние слои, мы их уничтожаем, лишаемся навсегда, а в принципе, это тоже культурный и исторический объект, представляющий несомненный интерес. Так стоит ли это делать, – задался вопросом искусствовед Александр Скворцов. 

Специалисты также предложили оставить для показа несколько шурфов, находящихся в разных частях храма. Если их не заложить чугунными плитами, а перекрыть стеклом, то посетители увидят все «слои» пола, начиная с 12 века: белый камень времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, а также плитка, устилавшая храм в Средневековье.

Кроме того, архитекторы планируют открыть снаружи древний цоколь. Он пойдет по периметру стен, а за апсидами – белокаменный фундамент. Родилось и другое предложение – восстановить некоторые детали убранства храма – например, чугунное ограждение солеи.

Однако, заявили ученые, некоторые проблемы собора нужно решать сейчас. От них напрямую зависит сохранность памятника культуры. Один из самых тревожных факторов – резкие перепады температур и влажности. Они губительно влияют и на белый камень, и на фрески, и на другие ценные реликвии. 

Ранее в Успенском соборе нашли апсиды времен Андрея Боголюбского. Они свидетельствуют о том, что раньше церковь была меньше примерно на полметра.