Отмена авиарейсов и дефицит железнодорожных билетов на юг повышают популярность автопутешествий. Редакция сайта «День во Владимире» сравнила два маршрута, которые приведут на Черноморское побережье.
Первый – через федеральную трассу М-4 Дон: быстро, много заправок, гостиниц и площадок для отдыха по пути. Второй – через Волгоград. Длинный, но живописный вариант для тех, кто ценит не только конечный результат, но и сам процесс: виды по пути открываются фантастические.
М-4 Дон
Расстояние: Владимир – ЦКАД (Московская область) – Новороссийск – 1 672 км.
Как ехать
Федеральная трасса проходит от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар, заканчиваясь официально в Новороссийске. Попасть на нее из Владимира можно несколькими способами:
– по М-7 Волга, свернув в Подмосковье на Большую или Малую бетонку (А-108, А-107), ЦКАД (платная дорога) или выйдя в Москве на МКАД.
Преимущество платников – скорость: многополосные магистрали существенно экономят время, но проедают бюджет. Тарифы меняются в зависимости от участка трассы и времени проезда, потому информацию лучше уточнять перед выездом на сайте «Автодора». Платить можно налом, безналом и по транспондеру. Последний способ самый удобный, поскольку позволяет не стоять (в большинстве случаев) на пунктах оплаты проезда.
Избежать традиционных московских пробок, набегающих утром и вечером можно, если заранее подгадать время проезда и проскочить Подмосковье в непиковые часы. Обычно это значит, что лучше не ложиться или вставать рано.
– через Гусь-Хрустальный и Рязань, выйдя на М-4 в районе города Новомосковск Тульской области. Вариант для тех, кто не любит ездить по Московской области. Из минусов: качество региональных дорог почти всегда хуже федеральных. Второй вопрос – заправки: стоит заранее изучить, где в соседнем регионе можно найти бензин, как качественный, так и чтобы просто «дотянуть» до знакомого бренда.
А переночевать?
В большинстве случаев путешественники разбивают маршрут на два дня и выбирают место для ночевки в Воронеже, Богучаре, Каменск-Шахтинском или даже Ростове-на-Дону. Придорожную гостиницу можно снять заранее или непосредственно перед заселением (правда, шансы найти свободный и бюджетный номер снижаются).
Где заправиться и перекусить?
Нехватки в заправках, как и стоянках для отдыха, нет. Приятный бонус: большие парковочные зоны и детские площадки. Нет дефицита и в придорожных кафешках. Правда, и там, и там (а еще и в туалеты) есть очереди. Издержки популярного маршрута.
Плюсы М-4
Предупреждаем сразу: они субъективны и составлены нами на основании личного опыта.
- скорость. Если звезды сойдутся, то дорога от Владимира и, например, до Каменск-Шахтинска займет часов 11-12 (почти 900 км пути). Если силы и время останутся, можно и по городу пройтись. Он небольшой, но может удивить байк-отелем с выставленными перед входом мотоциклами, музеем СССР, живописным парком Лога.
- неплохая инфраструктура для автопутешествий. Туалеты, продукты, бензин, места для отдыха, мотели. На некоторых АЗС есть даже пеленальные столики.
- комфорт.
Минусы М-4
Один из основных – расходы на проезд по платнику. Минус, правда, довольно относительный, если рассматривать затраты на бензин вкупе.
Второй недостаток – интенсивный трафик в летний туристический сезон.
Через Волгоград на Ставрополье
Готический храм, «Родина-мать», широкая Волга, бескрайние степи – все это и даже больше можно увидеть, если ехать альтернативным маршрутом, избегая федералки или оставив ее на конец пути.
Как ехать?
Варианты разные. Предлагаем взять за условную середину пути Волгоград с Мамаевым курганом. От Владимира по прямой – 870 км. Самый короткий путь через Рязань и Тамбов – 1 030 км. Второй вариант длиннее на 200 км: Нижний Новгород – Саранск – Пенза – Саратов (1 221 км). Но именно он выигрывает по качеству асфальта, наличию двух полос вместо одной на старте путешествия.
От Волгограда на Черное море ведут несколько дорог в зависимости от конечного пункта. Если нужно попасть в Новороссийск или в Крым, как правило, выбирают маршрут через Шахты с выездом на М-4 Дон. Те, кому мало одних лишь гальки и песка, могут проехать от Волгограда до Элисты, свернув на Ставрополь, а оттуда уже в горы: Пятигорск, Нальчик, Владикавказ, Майкоп.
Расстояние:
- Волгоград – Ставрополь – почти 600 км
- Ставрополь – Элиста – 270 км
- Волгоград – Ростов-на-Дону – 470 км
- Ростов-на-Дону – Новороссийск – 425 км
- Ростов-на-Дону – Севастополь – 770 км
- Ставрополь – Владикавказ – 380 км
Ставрополь – Сочи (через Майкоп и Туапсе) – почти 500 км
Основной и главный плюс – возможность посмотреть, как леса и поля средней полосы сменяют широкие степи, за которыми вырастают горы Кавказа. Очевидных сложностей больше: заправки не на каждом шагу, равно как и гостиницы. Потому остановки лучше продумать заранее, чтобы не ловить попутку в чистом поле с просьбой дотащить до ближайшей АЗС.
Этот маршрут можно уложить и в две недели, если очень постараться. Но мы бы посоветовали, если есть возможность, растянуть удовольствие недели на три, чтобы проникнуться не только романтикой дороги, но и красотой столь разнообразных городов.
А если все и сразу
Уложиться в две недели отпуска, успеть на работу и оценить красоты можно, если ехать на юг по одной – более живописной – трассе. А возвращаться уже, не оглядываясь по сторонам, по платнику М-4.
Маршрут серьезный, зато после можно с уверенностью называть себя опытным автопутешественником (а не просто любителем пляжного отдыха). Итак, погнали:
Владимир – Тамбов – Волгоград – Ставрополь – Новороссийск – Ростов-на-Дону – Воронеж – Владимир. Итого 3 682 км.
Тем, кто против условностей и любит именно дорогу, предлагаем сделать крюк и заскочить на море-озеро Каспий. В таком случае в маршрутной цепочки появятся еще Астрахань и Махачкала. И дополнительная тысячи километров пути. Зато какие впечатления. А еще из Новороссийская можно прокатиться на Розу Хутор в Сочи, а оттуда – рукой подать до живописной Абхазии. Наполеоновские планы для тех, кто может похвастать большим отпуском.
А как вы обычно едете на юг? Делитесь комментариями в соцсетях.
Фото – Олеся Рябова