Эти люди практически никогда не выезжают на поиски живых. В лучшем случае они говорят, что тела в водоеме нет – и дарят семьям надежду, что их родственник вот-вот вернется домой. Но чаще – достают трупы из рек, озер или прудов. О волонтерстве, поисках без вести пропавших и о том, что делать, если на ваших глазах тонет человек, журналисту сайта «День во Владимире» рассказал водолаз из группы «Добротворецъ» Игорь Бурмистров.
О выездах
Игорь стал водолазом пять лет назад. Он слышал о «Добротворце», читал посты в их группе в соцсетях, вдохновлялся. Однажды решился и подал заявку. А теперь мужчина – уже старший регионального подразделения и старший в своей поисковой группе. Тем не менее, он не считает ремесло водолаза профессией.
– Я-то занимаюсь совершенно другим – окна, потолки, все такое. Водолазная группа «Добротворецъ» – это волонтерская группа. В свободное время мы выезжаем, чтобы помочь людям. Но делаем это, когда уже известно, что человек утонул, или же чтобы исключить возможность нахождения в воде, чтобы искали на берегу, – рассказывает Игорь.

На выездах водолазы сначала сканируют донную поверхность датчиками кругового обзора, потом запускают подводного робота. Если тот находит без вести пропавшего, готовится погружение водолаза. Причем поиск происходит исключительно на ощупь, поскольку на глубине вода очень мутная, и видимость – нулевая.
Водолазная группа Игоря не привязана только к Владимирской области. Она ездят по всей России, а самые дальние командировки – Оренбург и Великий Устюг.
О смелых владимирских рыбаках
Несмотря на то, что любители зимней рыбалки едва ли не до середины апреля во Владимирской области выходят на лед, трагедий весной в регионе мало. Недавно в Муроме на Оке лед тронулся вместе с рыбаками – мужчины спаслись. Апрельская рыбалка в Кольчугино тоже обошлась без последствий. Чего не скажешь о нижегородском ЧП, при котором утонули двое экс-чиновников из Радужного.
По мнению Игоря, главная причина подобных трагедий – беспечность. Рыбаки, выходящие весной на лед, утверждают, что живут здесь давно и все знают. Они недооценивают опасность, которую таит как замерзшая, так и открытая вода. Многие пренебрегают правилами безопасности – например, плавают на лодке без жилетов или выходят на едва установившийся лед.
– Был случай: я стою на льдине, на мне необходимое снаряжение, гидрокостюм, жилет. Я страхую одного человека, другой страхует меня, все серьезно. И тут местный житель выходит ко мне. Прошу его уйти, а он говорит: «Вы что, я местный, всю жизнь тут живу». Сложно таких переубедить. Бывали случаи, когда мы приезжали искать утонувшего человека, а на льду продолжали сидеть рыбаки, – вспоминает Игорь Бурмистров.

Тем не менее, трагедий из-за беспечности владимирцев все-таки мало.
– Последний выезд был в октябре. Искали рыбака, перевернувшегося на лодке в Вязниках, на Клязьме. Подняли на второй день в 9 км от точки утопления, – вспоминает водолаз.
О поисках детей
Заявки на поиск детей во Владимирской области приходят нечасто. Но водолазы выезжают в другие регионы. Так, один из последних трагичных случаев произошел в Павловском Посаде Московской области. В феврале 2023 года семилетняя девочка вышла к реке Клязьме и провалилась под лед. Найти ее удалось лишь на третий день.
За пять лет в водолазной группе «Добротворецъ» у Игоря был единственный случай, когда он нашел живого ребенка. Это было в Великом Устюге в начале августа 2022 года.
– Задача была – осмотреть болота, чтобы исключить версию нахождения ребенка там. Когда я пришел, почти сразу нашел мальчонку трех лет. Ему повезло, что он был в самом начале, если бы ушел метров на сто, был бы ужас. Вот вытащил этого ребенка. За это я и другие спасатели получали награду от губернатора Вологодской области, – рассказывает Игорь.
Но все же лучшие поиски – те, которые не состоялись. Бывает, когда сообщение «Найден, жив» приходит на полпути.
– Тогда разворачиваемся и со спокойной душой едем домой. Мы всегда до последнего верим, что если человек не в воде, то он где-то на на суше и живой, – добавляет Игорь.
О спасении людей
Если на ваших глазах под лед провалился человек, нужно оценить ситуацию максимально трезво и действовать без паники.
– Во-первых, нужно позвонить спасателям по телефону 112, назвать ориентиры. Прежде, чем броситься на помощь, нужно обезопасить себя – иначе спасать потом придется уже двоих. Не стоит сразу прыгать в воду. Можно бросить веревку с привязанной бутылкой, чтобы она держалась на плаву, или протянуть палку, – посоветовал Игорь Бурмистров.
О необычных находках
Клада с сокровищами водолазы, конечно, не находят, но интересные случаи в практике все же случаются. Например, во время экоакции в первое воскресенье июня, когда дайверы объединяются в группу ради очистки водоемов.

– В Подмосковье находили снаряд с Великой Отечественной войны, приходилось даже саперов вызывать. В Подмосковье – свадебное платье. Как оно там оказалось – вопрос хороший. В Гусь-Хрустальном из воды достали рабочий телефон. Хочется надеяться, что владелец нашелся, – вспоминает Игорь.