Владимир Маяковский – громкое имя, известная личность. 130 лет со дня рождения – весомая дата. Деятельность поэта будоражит умы и сердца многих поколений, а строки его произведений, несомненно, еще не одно столетие будет на устах интеллектуалов-ценителей. Недаром сам поэт без зазрения совести позволял себе по достоинству оценить свое творчество:

«Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие — не ваш удел.

— А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим!»

Воспоминания Льва Кассиля

Юбилей – повод создать что-то уникальное, пестрое, громогласное, дабы почтить память великого (позволю так оценить Владимира Владимировича).

К этой дате издательство «Бослен» 16 августа выпустило в свет книгу «Не таковский Маяковский! Игры речетворца». Над ней работали Галина Антипова – автор, научный сотрудник Государственного музея Маяковского, Валентина Ерофеева – дизайнер, Вера Терехина – автор идеи.

Концепция книги крутится вокруг метафоричного восприятия личностной особенности Маяковского – страсти к играм, параллельно перенесенной на многие сферы жизни поэта.

«Жизнь-игра» – скелет книги, ее база; изюминка, цепляющая и приковывающая внимание читателя.

Буквально вся информация проходит через мясорубку аналитического сознания и сопоставляется с играми. Это аргументируется воспоминанием современника Маяковского Льва Кассиля:

«Ему дорог самый азарт игры, ее кипяток, ее нерв и риск».  Внешне сдержанный поэт не мог быть каменной бесчувственной глыбой, а выражать эмоции через творчество не всегда максимально возможно. Внутренний выплеск приглушался азартом, игривостью и шаловливостью.

Однако не стоит забывать верно подмеченное замечание Лили Брик: «Он без всякой игры был необычен».

Необычному автору – необычный подход. Книга «Не таковский Маяковский» – зеркало, отражающее внутреннюю и внешнюю неординарность творца.

Игра шрифта, плавающие строки, карандашные зарисовки, рисунки из писем, шаржи – дизайнерская задумка, приближающая книгу к личности всестороннего поэта. А обложка и вовсе напоминает знаменитые работы творческого союза «Маяковский-Родченко». Футуристично, броско, маняще.

Цветовая гамма состоит из трех основных цветов – красный, желтый, черный. Красный – цвет страсти, любви, революции. Все эти слова не чужды Маяковскому. В стихотворениях кровавый цвет упоминается больше 80 раз. Желтый – любимый цвет поэта, к тому же благодаря ему и его желтой в черную полоску кофте русский футуризм стал обсуждаем и интересен. 

Визуально книга подкупает: качественный дизайн, интересное оформление, гармоничный колорит. Но сможет ли содержание соответствовать зрительному?

Замысел книги – приоткрыть завесу личности Владимира Владимировича, его творчества.

Каждая глава показывает поэта в разных категориях игры. Например, «несерьезная игра с серьезным лицом» демонстрирует умение метко и остроумно отвечать товарищам или недоброжелателям. Глава «Игра с чужим словом» показывает ловкость Маяковского в перифразе строк Пушкина, Блока, Ахматовой, Некрасова, народных пословиц, поговорок. А также являет его неординарность, особый склад ума.

В распоряжении читателей, на первый взгляд, 207 страниц об игре словцом, но с 152 страницы на листах появляется сам Маяковский. То ли это задумка автора, то ли не хватило содержательной основы для книги, а произведения поэта стали спасательным кругом.

Главы разделяются разворотами – там название главы, части которого написаны разным шрифтом, подкрепленные изгибом текста, и скетчи Маяковского.

Значительная часть разворотных страниц демонстрирует скетчи жирафов, которых Маяковский любил рисовать, поскольку сравнивал себя с ними. Набросков тропических животных сохранилось немного, все они были посвящены какому-либо случаю, но читатели книги могут их лицезреть.  

Иллюстрации редкий раз подписаны, однако существенный недостаток – отсутствие года создания рисунков, их происхождение, будь это дневниковые «каракули», или же милые иллюстрации в письмах товарищам. Происхождение рисунков так же неизвестно, как и происхождение некоторых цитат. Нет сомнения, что их писал Маяковский, поскольку в книгу вошли пояснения его современников, товарищей, а над ней работал ряд специалистов из Института мировой литературы имени Горького. 

Эта незначительная оплошность компенсируется наличием малоизвестных фактов из жизни Владимира Владимировича. Например, записанная Вадимом Баяном в 1914 году реплика Маяковского. В то время поэт пошил себе розовый пиджак (или же фрак), и некая дама сказала: «цветные костюмы мужчинам не к лицу». На что Маяковский ответил «А золотые цепи женщинам не к бюсту». (Глава: «Нате! Игра на публику»)

Или фрагмент, раскрывающий перепалку Владимира Владимировича с критиком Чуковским. О деталях которой решили умолчать из-за наличия неких загвоздок и несостыковок, которые нам, увы, неизвестны по великодушной щедрости автора. (Глава: «Куда-нибудь на ща. Игра с противниками»)

Действительно, зачем заморачиваться, если можно перевести тему повествования, а нехватку информации заполнить произведениями того, о ком говорим?

Значительным недостатком является и то, что периодически отсутствует плавность повествования. Мысли автора то логически закончены, то резко прерваны вставкой цитаты, части архивного письма.

Ненавязчивый язык повествования, высказывания поэта, цитирование его произведений, помогает сделать книгу доступной для всех. А иллюстрации, позволяющие вовремя разгрузить мозг, открывают Маяковского с другой стороны. Не только поэта, но и художника.

На номинацию «лучшая профессиональная литература» книга «Не таковский Маяковский. Игры речетворца» не претендует. Тем не менее книга хороша для чуть более глубокого изучения творчества писателя, его осмысления под другим углом. Условно говоря, все смотрели на картину и справа, и слева, и прямо, а их перевернули вверх головой. В этом случае ситуация такая же. Творчество изучали вдоль и поперек, а потом сыграли ноктюрн.

«Не таковский Маяковский. Игры речетворца» имеет особую цель – популяризировать и прорекламировать поэта. И это заслуживает внимания. Книга направлена на широкую аудиторию, включая и тех, кто знает Маяковского исключительно в рамках школьной программы. 

P. S. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции «День во Владимире».