Автомобилисты в сентябре столкнулись с неожиданной проблемой – на заправках в трех городах региона исчез бензин. А там, где он остался, цены поднялись до неприличных. После вмешательства депутатов и антимонопольной службы ситуация на рынке топлива нормализовалась. Но в чем была причина перебоев на АЗС? Может ли она еще повториться? В этом разбиралась редакция «День во Владимире».

С чего все началось?

В начале сентября цены на бензин во Владимирской области сильно выросли. Жалобы посыпались из разных районов. Особенно отличился Гусь-Хрустальный – за АИ-95 там просили 65,90 рублей, за АИ-92 – 55,90 рублей.

Вскоре после этого Антимонопольная служба сообщила, что проверит обоснованность стоимости бензина во Владимирской области. Специалисты должны были проанализировать цепочку формирования ценообразования топлива от закупки на заводе до продажи на заправках. В итоге все дошло до возбуждения дела.

Какая ситуация в стране?

Стоимость бензина в России несколько месяцев подряд обновляла рекорды. Значительно ускорили темпы роста и розничные цены. Эксперты объясняли ситуацию в том числе серым экспортом.

Именно поэтому правительство РФ временно ограничило экспорт топлива. Меру ввели для стабилизации ситуации на отечественном рынке.

Когда пропал бензин?

В конце сентября владимирские автомобилисты заметили отсутствие бензина на заправках «Лукойл» в Александрове. Через пару дней дефицит топлива случился во Владимире и в Гусь-Хрустальном. Проблема дошла до депутатов Госдумы, и вскоре они отчитались, что нехватки топлива в регионе больше нет.

Аналогичным образом события развивались в Калмыкии, Астрахани, Волгограде, Саратове, Новосибирске, Рязани, Ростове и Крыму еще в августе. Дефицит сопровождался резким ростом на топливо. 

Почему так произошло?

Перебои с поставками топлива на заправки в российских регионах были связаны с логистикой и отсутствием разницы между оптовыми и розничными ценами. Об этом сообщали РИА Новости со ссылкой на руководителя проектов исследовательской группы «Петромаркет» Николая Баранова.

– Мы видим тут несколько причин. Логистические сложности – перегруженность ж/д инфраструктуры, из-за чего увеличились сроки и нарушилась ритмичность поставок нефтепродуктов по железной дороге на региональные нефтебазы. Диспаритет оптовых и розничных цен — на сегодняшний день оптовые цены практически сравнялись с ценами на АЗС ВИНК (вертикально-интегрированных нефтяных компаний), из-за этого страдает независимая розница: они вынуждены либо прекратить торговлю, либо устанавливать цену на три-четыре рубля выше, чем на АЗС ВИНК, – говорил эксперт.

Может ли история повториться?

Однако эксперты уверены, что речь идет исключительно о локальных дефицитах – а они всегда краткосрочные. «В этом нет ничего необычного», отметил в разговоре с NGS.RU глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. А это значит, что ситуация с нехваткой топлива может повториться – но точно ненадолго.