В 2023 году исполнилось 240 лет с тех пор, как закончилось строительство Владимирского централа. Возводить тюрьму начали в 1781, на работы ушло четыре года. Архитектором был Николай фон Берг. 

Изначально в «рабочий дом» отправили за мелкое воровство. В 1864 году тюрьма открыла свои двери для политзаключенных. После революции она получила новое название – «Временная каторжная тюрьма». В простонародье – централ. 

Государственный каталог Музейного фонда РФ
Государственный каталог Музейного фонда РФ

С уже 50-х годов 20 века в централ попадали еще и за шпионаж, диверсию, терроризм, антисоветскую деятельность и серьезный криминал. 

Больше чем за два века централ собрал немало историй о заключенных. Вспоминаем самые громкие из них.

След императрицы

https://ru.freepik.com/search?format=search&query=Тюрьма%20&type=photo
https://ru.freepik.com/search?format=search&query=Тюрьма%20&type=photo

Легенды Владимирского централа начали появляться задолго до начала его работы. «Огромную пересыльную тюрьму» строили по приказу императрицы Екатерины Великой. Она же и определила место, где будет располагаться острог. 

– Пусть и стоит во Владимире, – усмехнулась императрица.

Среди заключенных какой век гуляет байка, что все тюрьмы, построенные во времена правления Екатерины Второй, с высоты птичьего полета вырисовывали буквы ее имени.

Сейчас доказать это проблематично, поскольку появились многочисленные пристройки из-за большого количества арестантов. 

Сонный надзиратель

Совершить побег из Владимирского централа не удавалось никому. Он устроен хитро – нет четкого плана помещений, но есть много ходов и выходов. Из-за этого пытавшимся сбежать можно легко заблудиться и выйти на начальников тюрьмы.

Легенда гласит, что единственным узником, которому удалось оказаться на свободе, стал Михаил Фрунзе – революционер и военачальник Красной армии во время Гражданской войны, попавший в централ за нападение на полицейского. Фрунзе якобы подкупил надзирателя, но тот уснул и не подал обещанный сигнал. Революционер все же смог сбежать, но не из тюрьмы, а из здания суда на Соборной площади.

День во Владимире
День во Владимире

От концерта до карцера 

«Гостила» в централе советская певица Лидия Русланова. Ее визитной карточкой стала песня «Валенки, валенки, не подшиты, стареньки…» 

Народная любимица была осуждена за антисоветскую деятельность. В действительности причиной стала дружба ее мужа с маршалом Жуковым. 

Однажды в тюремном клубе играла музыка, фрамуги на тюремных корпусах были открыты, и Русланова запела. Надзиратель пытался заглушить пение, стуча ключами по решетке, но сильный голос Руслановой перебить оказалось невозможно. Тогда прибежал дежурный, и певицу отвели в карцер. Выпустил ее начальник тюрьмы через несколько часов.

Подруги по несчастью  

В централе певица попала в одну камеру с актрисой Зоей Федоровой. 

Ее приговорили к 25 годам лишения свободы за «терроризм». С слов актрисы все выглядело иначе: посадили ее за любовь к американскому военному Джексону Тейту. Освободили Федорову только после смерти Сталина. В централе она пробыла 8 лет. 

Среди бывалых заключенных гуляет история. После освобождения подруги поехали на гастроли. По дороге из Москвы во Владимир Федорова уснула в машине, и Лидия Русланова решила над ней подшутить. Вместо Дома офицеров она попросила шофера подъехать к централу и возле тюремных ворот громко крикнула спящей Федоровой: «С вещами на выход». Та, увидев ворота централа, выскочила из автомобиля и кинулась к ним.

Тюремная романтика 

Прославил централ певец Михаил Круг. Сам он не сидел в тюрьме, а лишь навещал друга Александра Северова по прозвищу Саша Северный. Однажды музыкант приехал повидаться с ним и написал строки будущего хита: «Владимирский централ… Саша Северный, этапом из Твери…» Тюремщик не оценил упоминания его имени, поэтому Михаил слегка изменил строки.

Песня вышла в 1998 году, и Михаил Круг дал в централе большой концерт для заключенных. Фотографии об этом событии украшают стену тюремного музея до сих пор.

Среди заключенных ходит байка, что «Владимирский централ» написал сам Александр Северов и подарил ее Кругу.