Фестиваль уличного искусства «Загфест» проходит во Владимире в четвертый раз. С 20 июля местные и иногородние художники создают новые граффити, украшая неприметные здания. Но что было в начале пути у «Загфеста» и с какими проблемами приходилось сталкиваться организаторам? Какие планы на пятый и юбилейный год?

Об этом и не только – в эксклюзивном интервью для редакции «День во Владимире» с художницей и автором фестиваля Региной Яфасовой.

«Участники формируют портфолио фестиваля»

В 2024-м «Загфест» получили небольшой грант, поэтому фестиваль будет скромнее, чем в предыдущие годы. Но Регина не расстроилась – она и планировала более локальный формат, чем обычно.

В итоге в «Загфесте» в участвуют девять художников. Шесть из них приехали из других регионов. 

Дарья Афанасьева
Дарья Афанасьева

– Мы всегда выбирали участников по стилю – чтобы, например, не получилось так, что 10 человек приедут с абстракцией. Мы смотрели, кого нам не хватает – ведь участники формируют портфолио и «лицо» фестиваля, – говорит Регина.

Рекордным по числу участников стал прошлый год – тогда организаторы получили около 300 заявок. Но это было связано не только с популярностью фестиваля, но и с тем, что его участникам платили небольшой гонорар. В этом году он тоже будет, но еще меньше – все силы и идеи команда феста решила оставить на юбилей «Загфеста» в 2025-м.

Дарья Афанасьева
Дарья Афанасьева

Организаторы фестиваля набирались опытом с каждым годом. Так, первый «Загфест» длился три месяца – из-за желания подстроиться под всех художников.

– Но это морально истощает: ты не можешь заниматься своими проектами, развитием, вклиниваешься в работу художника. Поэтому потом мы сокращали продолжительности фестиваля до двух-трех недель, – объяснила Регина.

«Ориентировалась на кирпичики»

Дарья Афанасьева
Дарья Афанасьева

История фестиваля тесно переплетена с творческой деятельностью Регины. Незадолго до дебютного «Загфеста» художнице предложили нарисовать портрет ветерана на стене лицея №1. Уже тогда Регина смотрела на опыт других городов и ждала подобные мероприятия и во Владимире.

– Я ждала год, второй, а потом поняла, что надо брать все в свои руки. А тут как раз мне написали из администрации. Большая часть работы – на лестнице. Работать пришлось без проектора, ориентировалась по кирпичикам. Это был мой первый опыт, и я все думала, как так художник рисуют?

После этого Регина подала документы на грант, благодаря которому «Загфест» получил финансирование. И первый год, признается Регина, стал самым запоминающимся – ведь оказался отправной точкой, «пинком для развития». 

«Лучше бы починили крышу»

С первого «Загфеста» прошло больше трех лет – этого времени хватило, чтобы организаторам подружиться с мэрией Владимира. Но не хватило, чтобы познакомить жителей Владимира с уличным искусством.

Так, пенсионерка закрасила портрет Юрия Левитана на проспекте Ленина. Работу нарисовал художник Sam Nikita на щитке у дома №25 – рядом со двором, где установлен памятник диктору.

Также сложно согласовывать создание граффити на стене дома – организатором феста пришлось четыре дня караулить жильцов, чтобы собрать подписи. Некоторые принципиально говорили «нет» и заявляли, что «лучше бы починили крышу и подъезд». 

Соцсети «Загфеста». Работа Веры Ширдиной
Соцсети «Загфеста». Работа Веры Ширдиной

Но оказалось, что постепенно людей можно переубедить и доказать, что на стенах рисуют далеко не только вандалы и подростки. Более того, если раньше «бабульки у подъездов» кричали на художников и называли их вандалами, то теперь просят рассмотреть их дом для участия в фесте. А работы называют даже не граффити, а муралом.

«Наша задача – украсить город»

В первый год было много гневных комментариев в соцсетях под почти каждой работой «Загфеста», и это воспринималось это близко к сердцу. Сейчас это уже не так, да и художники стараются отпустить ситуацию – ведь у феста другие цели.

– Наша главная задача – украсить город. Особенно серые кварталы и неблагополучные районы, – поделилась Регина.

Примером может стать улица Алябьева. В прошлом году художники сделали там настоящий арт-квартал. Похожие планы – и на этот год. При этом центр Владимира художники для этих целей брать не стали.

Максимальная высота зданий – два этажа. По мнению Регины, это удобный формат как для организаторов, так и для художников.

Дарья Афанасьева
Дарья Афанасьева

Наконец, украшенные арт-объектами здания в разных частях города могут повысить заинтересованность туристов – и они будут гулять не только по центру, но и по окраинам Владимира.

«Ребята, берите все в свои руки»

С каждым годом во Владимирской области становится все больше и больше стрит-артеров. «Загфест» является для них площадкой для развития, обновления портфолио и поиска своей аудитории. Локальные художники – приоритет для организаторов.

– Но нужно понимать, что мы не можем постоянно говорить: «ребята, развивайтесь, давайте участвовать». К сожалению, есть такая тенденция, что некоторые участники не формируют портфолио и не развиваются. Другие же, наоборот, идут дальше. У них появляется насмотренность, они стараются делать что-то новое. 

Организаторы стараются искать новые имена. Так, они рассмотрели иллюстратора Наташу Фролову – у нее есть свой особый, узнаваемый образ.

А что потом?

После юбилейного «Загфеста» Регина не собирается останавливаться – планы грандиозные. Так, во Владимире может появиться настоящая арт-резиденция. Про эту задумку Регина думает уже давно, но проекту нужно финансирование. 

– Это здание, где художники могут приходить и творить. Если сейчас молодежь покупает маркеры или баллончики, портят что-то и уходят, то с арт–резиденцией будет комьюнити. Это место, где можно собираться, общаться, делиться идеями, знаниями, – поделилась художница.

Регина продолжает заниматься и миниатюрами. Этот проект она реализует вместе с Федором Карповым. Они создают инсталляции на месте выпавших из стен кирпичей.

Регина Яфасова
Регина Яфасова

– Это же почти мини-реставрация. Многие думают, что мы сами ломаем стену. Но нет – мы ищем выемки и туда монтируем. Коммунальщики их не трогают.