Мошенники активизировались в преддверии новогодних праздников. Они действуют в предпраздничной спешке и суете, когда жертв легче всего обмануть. О том, какие бывают уловки мошенников, рассказали во владимирском отделении Банка России в четверг, 26 декабря. 

«Елки и игрушки со скидкой»

Аферисты копируют сайты магазинов и маркетплейсов, а также подделывают сервисы по продаже билетов на концерты и детские елки, предлагая на них «супервыгодные» цены. Однако если ввести на таких страницах данные карты, они попадут к мошенникам. 

– Прежде чем оформлять заказ, внимательно проверьте, на какой сайт вы попали – точно ли это адрес привычного магазина. Убедитесь, что он начинается с https, а в адресной строке есть значок закрытого замка – иначе соединение не защищено и вводить данные карты на таком ресурсе опасно. Для онлайн-покупок стоит завести отдельную карту или электронный кошелек. Так вы будете рисковать гораздо меньшей суммой», – порекомендовал эксперт по кибербезопасности Евгений Гаврилюк.

«Ваш заказ задерживается»

Перед праздниками магазины не всегда справляются с потоком заказов, поэтому доставку часто переносят. Аферисты решили этим воспользоваться: они могут выходить на связь под видом курьеров, техподдержки магазина, почты или таможни. К примеру, они сообщают, что привезут покупку уже после Нового года. 

Если вы решите отменить заказ, то они якобы быстро вернут оплату и в качестве извинения начислят бонусы. Чтобы получить их на карту, нужно назвать код из уведомления. На деле код открывает преступникам доступ к онлайн-банку или аккаунту на «Госуслугах».

Иногда мошенники пишут, что посылка пришла из иностранного магазина, но останется на таможне, пока вы не перечислите пошлину. В их сообщении есть ссылка для оплаты, которая ведет на фишинговую страницу.

«Вы выиграли приз!»

Перед Новым годом гораздо проще поверить, что вам внезапно выпал приз, даже если вы не участвовали ни в какой лотерее. Однако чаще всего сообщения о выигрышах, нежданных подарках или бонусах оказываются уловкой мошенников. 

Чтобы забрать приз или деньги, «победитель» должен перейти по ссылке и оплатить небольшой налог или доставку подарка. Либо для зачисления выигрыша нужно ввести на сайте организатора розыгрыша полные данные карты и проверочный код от банка. 

Но страница известного магазина или организации оказывается поддельной. Если оставить там платежные реквизиты, вместо обещанной награды вы потеряете деньги.

«Пора продлить ОСАГО»

Эту схему мошенники особенно часто используют именно в декабре. Ведь многие покупают машины и оформляют ОСАГО в конце года, когда автосалоны предлагают скидки. Обманщики предлагают в рекламе купить выгодный полис или рассылают напоминания, что срок ОСАГО истекает. Иногда аферисты даже указывают настоящие сведения о машине и водителе, которые берут из украденных баз данных.

– Даже если в сообщении указаны ваши данные, не спешите переходить по приложенной ссылке. Сначала сравните ее с названием официального сайта страховщика – настоящий адрес можно найти в справочнике Банка России, – отметил эксперт.

«Оставим ваши долги в уходящем году»

Аферисты делают рекламу или просто обзванивают людей. Они уверяют, что помогут совершенно легально полностью избавиться от задолженностей – без потери имущества и ухудшения кредитной истории. Чтобы расположить к себе людей, мошенники выдают себя за юристов, ссылаются на действующие законы, но приправляют рассказы неправдой. 

На деле аферисты пытаются выманить деньги за свои «услуги» у тех, кто и так уже в «минусе». Если довериться им, можно еще сильнее увязнуть в долгах.

Ранее телефонные мошенники по всей России начали убеждать жителей совершать поджоги перед Новым годом. Аферисты связываются с жертвами, у которых они уже украли деньги, и обещают вернуть средства, если граждане выполнят определенные действия. Иногда злоумышленники объясняют, что так люди якобы окажут содействие в поимке мошенников.