Стены, которые рушатся на глазах, штукатурка, которая вот-вот упадет на головы людей и забытая всеми 18-летняя выгребная яма. В картонном 100-летнем доме №1 в муромском поселке фабрики имени Войкова живут 13 семей. Каждая из них боится за собственную жизнь – и это в доме, который должен быть крепостью. Муромляне уже восемь лет пытаются добиться новых квартир от администрации, но в ответ получают обещания. О борьбе за комфортное жилье журналисту сайта «День во Владимире» рассказали сами жильцы.

История с двухэтажной кирпичной «избушкой на курьих ножках» (так ласково свой дом называют жильцы – прим. ред.) началась в далеком 2015 году. В декабре жильцы пригласили межведомственную комиссию от администрации Мурома, чтобы дом признали аварийным. Однако чиновники не увидели ни износа на 60%, ни разваливающегося здания. 

Отчаянные жители написали в администрацию жалобу из-за «искаженных данных о состоянии дома». И спустя полгода к ним вновь пришла комиссия чиновников из семи человек. Но и они не увидели проблем. Комиссия посчитала, что здание вполне пригодно для жилья и люди могут «продолжать в этом доме жить и гнить».

– При проведении обследования сотрудники администрации, а именно Елена Климкова и Анастасия Воеводина проявили неуважение при обращении с жителями, допустив фамильярное обращение, – следует из жалобы жителей.

Люди пытались указать чиновникам на проблемы, которые и так видно. Но сотрудники администрации заявили, что они «лягут костьми, но ничего не подпишут и взамен не предоставят квартиры, которые жители хотят на халяву получить».

Начальник управления жилищной политики Мурома Анна Гребенчук доказательств слов Климковой не увидела. Члены комиссии оскорбления не подтвердили, но с чиновницей провели беседу, следует из ответа на обращение от жителей дома в поселке фабрики имени Войкова.

Ситуация со статусом дома так и не решилась. Люди продолжают существовать в «нормальном» жилье. Муромляне пользуются туалетом, который сколочен уже из прогнивших досок.

Никаких коммуникаций: 2012 года людям обещают подключить воду и сделать канализацию, а с 2016 – газ. На улице в мусорной яме разлагаются отходы, которые никто не вывозит с 2005 года. А с потолка падает штукатурка. В феврале 2017 года большой кусок отвалившейся побелки упал позади бабушки с 4-летней внучкой. По счастливой случайности они не пострадали. Но все говорило о том, что из дома пора съезжать.

– Об удобствах и комфорте говорить не приходится. У нас никогда не было никакой воды. Газ также нам не доступен. Конечно, о туалете и прочих удобствах речь не идет. Плесень и крысы – вот наш удел. Дом с каждым днем все больше представляет угрозу для жизни и здоровья, так как построен на болотистой местности. Ветхие стены и перекрытия могут сложиться в любой момент, – рассказывает жительница.

Признали дом аварийным и подлежащим к сносу только в мае 2017 года. Но и тут не обошлось без приключений.

Из администрации жильцам направили межведомственную комиссию от ООО «Судебная экспертиза и оценка». Организация якобы потребовала с людей 84 тыс. рублей. И только после платной экспертизы дом получил соответствующий статус. До конца 2020 года здание обещали снести, а жильцам выдать новые квартиры.

Наступил 2020 год. Обещанных квартир так и нет, а от администрации ни слуха, ни духа. Люди продолжают жить в разваливающемся доме и верно ждать новое жилье. Жильцы решили написать обращение начальнику управления жилищной политики Мурома Анне Гребенчук с просьбой проинформировать, когда решится вопрос.

Оказалось, что расселение перенесли на 2021-й. Основанием стало постановление администрации Владимирской области №235 от марта 2019 года.

– В программе вы стоите на расселение на 2021 год. В этот год (2020 – прим. ред.) на расселение стоит несколько многоквартирных домов. Надеюсь, деньги выделят из областного бюджета на все дома. В местном бюджете деньги есть. Ждем финансирования из области. Все более или менее понятно будет в конце года. Вы получите квартиру, только нужно чуть подождать, – отчиталась в личной переписке с одной из жительниц Анна Гребенчук.

Прошел еще один год, и жизнь в «избушке на курьих ножках» не изменилась. Срок переселения опять перенесли – до конца 2022 года. Возмущенные жители вновь начали писать жалобы в администрацию, рассказывая о том позорище, которое допустили чиновники.

– Жить в доме становится небезопасно, так как он находится в аварийном состоянии. Стены разрушаются, с потолков на головы людей падает штукатурка, выгребные ямы не чистятся с 2005 года. На дворе 21 век, а в нашем доме из удобств только центральное отопление. Живем как в каменном веке! – возмущаются в очередной жалобе жители.

И людям ответили, что оказывается программа по переселению с 2022 года «прекращает действие». Но жильцам обещают, что работа над их домом продолжится. «Что с водой и газом администрация кормила людей обещаниями, а теперь с квартирами», говорят жильцы.

После многочисленных отписок люди перестали верить муромским чиновникам. Они решили сами убедиться, состоит ли их дом в реестре аварийных домов. И, получив выписку из «Росреестра», оказалось, что в июне 2022 года несчастный дом №1 в поселке фабрики имени Войкова был исключен из программы и из реестра. Причина – дом был добавлен по ошибке.

Жильцы векового дома пошли в прокуратуру Владимирской области, чтобы добиться положенных квартир. И ведомство провело проверку. 

– Действенных мер, направленных на расселение жильцов аварийного дома, администрацией не принято. Проживание в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, поскольку имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения, – пишет пресс-служба ведомства.

Прокурор подал иск в райсуд с требованием обязать администрацию Мурома отселить жильцов аварийного дома: «нанимателям предоставить благоустроенные квартиры, а в отношении собственников принять меры по обеспечению жилищных прав согласно Жилищному кодексу РФ».

Суд требования прокурора удовлетворил. Решение суда в законную силу пока не вступило.

Получат ли после стольких мук люди обещанные квартиры, пока неизвестно. Но хочется верить в лучшее.