Споры из-за запрета хиджабов в школах Владимирской области не утихают четвертый день – в этот раз высказался координационный центр мусульман Северного Кавказа. Он обвинил чиновников 33 региона в ущемлении прав человека на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ. В ответ на это член Совета по правам человека при президенте России Марина Ахмедова упрекнула общественников в лукавстве. Разбираемся в обеих позициях.
Что говорит центр мусульман Северного Кавказа?
Приказ о запрете ношения хиджабов назвали «одной из деструктивных инициатив». В центре уверены, что ничто не должно ущемлять права человека на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ.
– В документе особо отмечается запрет именно и только исламской религиозной одежды. Надеемся, что это лишь по причине недостаточной его проработки составителями документа, а не целенаправленные действия против мусульман, направленные на дискриминацию. Важно понимать, что исламская религия предписывает закрытие частей тела за исключением лица, кистей рук и ступней ног, то есть предписывает ношение так называемого «хиджаба», где лицо остается открытым. Это не просто религиозная одежда, это не религиозный атрибут – это ежедневная традиционная одежда мусульманки – символ ее чести и достоинства, – пишет координационный центр мусульман Северного Кавказа.
Наконец, там указывают на несостоятельность доводов о национальной безопасности в контексте образовательных организаций:
«Сколько девушек мусульманок в хиджабе в образовательных организациях совершали теракты, занимались скулшутингом? Зачастую именно девочки в хиджабе (в платках) отличаются примерным поведением, хорошей учебой и не занимаются деструктивными деяниями».
Что отвечает член Совета по правам человека при президенте?
Марина Ахмедова уверена, что учитель в хиджабе – это демонстрация и пропаганда определенной религии, ведь дети могут тянуться за учителем. Но много ли таких учителей?
– Форма в школе в какой-то момент должна прийти к единообразию. Хочешь учиться, подчиняйся. Это – тоже форма дисциплины. И не будет социального расслоения: у кого одежда бедней, у кого богаче. А крестики и полумесяцы – под рубашку, – пишет Ахмедова.
Она упрекает центр мусульман Северного Кавказа в лукавстве, отмечая, что упор на исламскую одежду сделан только потому, что именно исламская одежда присутствует в школах как религиозная – «хасидов в шляпах как-то не было».
– Дальше представители центра говорят, что хиджаб – это не религиозный атрибут, а ежедневная одежда мусульманок. Лукавят опять. Ежедневная одежда – это платок. Традиционный для коренных российских мусульман. Ни хиджаб, ни никаб мусульманки России не носили, это – арабское. И все-таки платок сильно отличается от того же хиджаба, который закрывает лоб, щеки, подбородок, грудь, – добавляет Ахмедова.
Наконец, не согласна член Совета по правам человека при президенте России и с замечанием про поведение:
То есть представители центра противопоставляют девочек в хиджабах девочкам без них? Значит, девочки в хиджабах и лучше учатся, и деструктивными деяниями не занимаются? Но если идет это противопоставление, то логично, что девочки с непокрытой головой в деструктив вовлечены. Вот в этом и кроется проблема таких центров – они полагают, что из каждой их строчки не сквозит надменное отношение к девочкам других религий. А оно сквозит.
К сведению
Указ о запрете хиджабов и никабов во Владимирской области вышел 22 октября. Документ вызвал резонанс среди общественников и политиков. Депутат из Ахвахского района Дагестана Гаджимурад Исмаилов назвал владимирских законодателей националистами, а сам запрет «очередными нападками на ислам и мусульман».
Муфтий Чечни назвал запрет хиджабов во владимирских школах нарушением Конституции, но член Комитета Государственной думы РФ по просвещению Анатолий Вассерман, наоборот, не увидел ничего антиисламского.