Информация о введении запрета на хиджабы и никабы в школах Владимирской области разлетелась 26 октября. И вот уже шестой день споры политиков и общественных деятелей по этому вопросу не утихают. Некоторые называют ограничения «бредом», а другие, напротив, одобряют их. Есть среди лидеров мнений и те, кто прокомментировал ситуацию аккуратно, не высказывая однозначной позиции.
Кто «за» и кто «против» запрета и почему, разбиралась редакция «День во Владимире».
«ЗА!»
Министерство образования, которое и выпустило документ, сослалось на светский характер образовательных учреждений и поддержание в них религиозного нейтралитета. По словам чиновников, «церковь отделена от государства, в том числе от сферы светского образования. Одежда учащихся не должна содержать религиозных атрибутов».
Вице-губернатор региона Владимир Куимов тоже поддержал запрет. Он выдвинул свою теорию – ограничения ввели якобы из-за буллинга среди детей.
В правительстве области сослались на позицию Верховного суда РФ. Оценку ситуации дали якобы еще в 2013 году. Также, владимирские чиновники вспомнили опыт других регионов, где закон уже принят.
А омбудсмен Юлия Раснянская объяснила введение ограничений безопасностью детей. По словам уполномоченного по правам ребенка, на введение запрета в регионе еще никто не жаловался.
Ничего плохого в ограничениях не усмотрели член Комитета Государственной думы РФ по просвещению Анатолий Вассерман и бывший мэр Владимира, а ныне сенатор РФ Андрей Шохин.
– Когда я ходил в школу, мы тоже были детьми разных национальностей, с разным вероисповеданием, и никто у нас не носил никаких хиджабов и прочего, все нормально было. Поэтому мне, если честно, не совсем понятно, почему такая реакция, – высказался экс-глава города.
«Против!»
Депутат из Ахвахского района Дагестана Гаджимурад Исмаилов не только высказался против запрета, но и назвал владимирских законодателей националистами, совершающими «очередные нападки на мусульман». Ту же позицию поддержал помощник мэра Махачкалы Булач Чанкалаев. Он обратился к президенту Владимиру Путину, чтобы тот «разобрался в ситуации».
Муфтий Чечни назвал запрет хиджабов во владимирских школах нарушением Конституции. Салахь-Хаджи Межиев надеется, что указ стал следствием его «недостаточной проработки».
Депутат Госдумы Адам Делимханов и вовсе хочет добиться отмены ограничений. Он сослался на то, что тысячи мусульман помогают стране на СВО, а поэтому их права должны быть уважаемы внутри страны. В этом его поддержал владимирский депутат Игорь Игошин.
Жестче всех высказался представитель Дагестана Бийсултан Хамзаев. Он назвал запрет хиджабов в регионе «глупостью» и «провокацией», а чиновников, которые его приняли, – «идиотами».
– Ну или глава региона – кто он такой вообще? Почему он должен запрещать, чтобы родитель ребенка в тяжелом, современном агрессивном мире – здесь у вас квадроберы, прочая вся баломуть – ребенка воспитывал в религиозном, правильном состоянии, отправляя в школу. А вы говорите – нет, это все неважно, снимай, уходи и занимайся по-другому. Вы что – важнее, чем Конституция России? Нет, – заявил мужчина.
Серьезные скандалы
Координационный центр мусульман Северного Кавказа обвинил чиновников 33 региона в ущемлении прав человека на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ. В ответ на это член Совета по правам человека при президенте России Марина Ахмедова упрекнула общественников в лукавстве. Подробнее о позициях обеих сторон читайте в нашем материале.
Но это споры – еще достаточно мягкие, в отличие ссоры депутатов Госдумы Евгения Попова и Бийсултана Хамзаева. Первый – высказался «за» запрет. Из-за этого второй политик якобы начал ему угрожать.
– Звонил Хамзаев. Угрожал. Бывает, – написал в телеграм-канале Попов.
Кто на нейтральной стороне?
Депутат Госдумы Алексей Говырин отреагировал на запрет на ношение хиджабов и никабов в школах Владимирской области неоднозначно. Какой-то конкретной позиции политик не высказал, но предложил не делить детей по каким-либо признакам.
Иеромонах Сергей Сеньчуков считает вопрос запрета хиджабов двояким.
– Сейчас мусульмане у нас не являются большинством. Но при нынешней политике, когда к нам едет огромное количество мигрантов из Средней Азии, в каких-то регионах мусульмане запросто могут стать большинством. И тогда они начнут запрещать нам ходить тем или иным образом, – пояснил священнослужитель.
Иеромонах также подчеркнул, что запрещать ношение хиджабов логично лишь в том случае, если в регионе предусмотрена обязательная школьная форма.
В Кремле в скандал вмешиваться и вовсе не стали. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «каждый регион реализует свои полномочия», а принимать участие в дискуссии власти РФ не намерены.
Несмотря на все ссоры и споры, правительство не собирается отменять приказ. При этом владимирские власти удивлены, что документ вызвал такую бурную реакцию среди политиков и общественников.