Ровно месяц прошел во Владимирской области с начала частичной мобилизации. За это время жители региона успели рассориться и вновь сплотиться, запаниковать и успокоиться, провести штурм магазинов, отстоять призванных на службу мужей и проводить к российско-украинской границе тех, кого мобилизация не обошла стороной.
Как прошел этот месяц, за который слова «повестка» и «военный билет» звучали чаще, чем за последние несколько лет, читайте в обзоре от сайта «День во Владимире».
Начало
21 сентября. Президент Владимир Путин объявил частичную мобилизацию в России в 9 утра, и эта новость прогремела как гром среди ясного неба. Хотя оно, кажется, давно начинало хмуриться – разговоры о мобилизации то появлялись, то угасали не первый месяц.
Губернатор Александр Авдеев прервал молчание спустя почти шесть часов, заявив, что «власти пока получают необходимые инструкции». Цифру по планируемому числу мобилизованных из Владимирской области власти не назвали ни в первый день мобилизации, ни в 30-й.
Первый скандал вокруг мобилизации
23 сентября. Пока жители региона переживали и читали все инструкции от Минобороны, зампредседателя Заксобрания Роман Кавинов вдруг заявил, что готов отправиться служить в зону спецоперации. Горожане удивились и даже прониклись уважением к депутату, но спикер парламента Владимир Киселев коллегу отчитал прямо под камерами: «сейчас, не дай бог, тебя не заберут, а ты потом явишься». На это Кавинов ответил, что пойдет добровольцем и «месяцок поработает». Позже с обращением выступил и губернатор, призвав коллег-единороссов не пиариться на теме мобилизации.
Впрочем, и Киселев, и Авдеев оказались правы – Кавинов по-прежнему во Владимире: ни в учебку, ни на фронт он не отправился.
Первые проводы
23 сентября. Первая группа мобилизованных владимирцев отправилась на обучение. В военкомате сначала не разглашали, где будет проходить подготовка к службе, но вскоре стало понятно, что призывников отправляют в Ковровский район.
Первая резонансная ошибка
24 сентября. На всю страну прогремела новость о незаконной мобилизации студента-очника из многодетной семьи Артема Скутина. Молодой человек принес справки с места учебы в военкомат, но их проигнорировали. Девушка студента забила тревогу, только после резонанса в СМИ отпустили домой.
Власти ошибку признали, причем делали это неоднократно. По последним данным, незаконно в регионе мобилизовали 124 человек, еще более 70 случаев находились на рассмотрении. Но до общественности доходит не так много историй – например, известно об ошибочных призывах медсестры и ухаживающего за тяжелобольным отцом парня. Их в итоге тоже отправили домой.
Первое безумие
26 сентября. К владимирцам пришло осознание, что мобилизация затронет многих, а в воинских частях обмундирования всем может не хватить. И тогда жители региона начали штурмовать военторги, сметая с полок берцы и термобелье.
Позже мобилизованные владимирцы устремились в аптеки, а еще – в ЗАГСы и к нотариусам.
Первые песни до мурашек
26 сентября. Всех мобилизованных родные и близкие провожали под песни военного оркестра. Самая популярная композиция – «Прощание славянки». Парни из Судогды направились на военную подготовку под легендарную песню Цоя «Группа крови». Затем ее же спел один из призывников в учебке в Коврове – и так, что у слушателей пошли мурашки по телу.
Но случались и провалы – 27 сентября группу мобилизованных отправили на военную подготовку из Петушков под песню «о погибших сынах». Позже военкомат ошибку признал.
Первый жалобы на адские условия
5 октября. Находившиеся в ковровской учебке курские мобилизованные показали шокирующее видео из части. Мужчины спят на раскладушках, которые вплотную стоят друг к другу. У призывников одна раковина на всех, нет душевых кабин. А вместо унитазов – залитые фекалиями дырки в полу.
А 11 октября уже владимирские мобилизованные сняли на видео ужасные условия в учебке в Нижегородской области. Призывники спят на полу на чем попало: коврики, куртки и спальные мешки.
Первый запрет
7 октября. Губернатор запретил продажу алкоголя около военных комиссариатов – под ограничения попали торговые точки, находящиеся в 300 метров от военкомата. Представители алкомаркетов забили тревогу – им приходится массово увольнять сотрудников и едва ли не сворачивать бизнес.
Первые выплаты
10 октября. Губернатор утвердил размер единоразовых выплат мобилизованным из Владимирской области – 100 тыс. рублей. Деньги должны были всем поступить на карту до 18 октября. Позже стало известно, что такую же сумму получат и добровольцы.
Первая отправка к зоне СВО
14 октября. Первый эшелон владимирских мобилизованных проводили к российско-украинской границе под «Прощание славянки». Там опытные инструкторы должны провести с призывниками итоговую подготовку в условиях, близких к боевым. После этого мужчины приступят к выполнению задач по защите страны.
Первый выдох
18 октября. Жители Владимирской области в первый раз выдохнули, когда тем, кого должны были отправить в учебки 17 октября и позже позвонили и «дали отбой». Мужчинам говорили, что набрали нужное количество людей, и новые мобилизованные не нужны. Однако 19 октября губернатор заявил, что призыв все-таки продолжается – в части поступают люди взамен убывших по состоянию здоровья или из-за наличия брони либо отсрочки.
Первый пережитый месяц
21 октября. Прошло ровно 30 дней мобилизации во Владимирской области. Те семьи, которых призыв не коснулся, надеются, что это не случится и далее. А бойцам, уехавшим в воинские части, жители региона желают поскорее вернуться домой живыми и здоровыми.